четверг, 18 марта 2010 г.

Самый загадочный вид транспорта
Даже на сегодняшний день экранопланы остаются самым загадочным видом транспорта. В период холодной войны исследования, проводимые в этой области в разных странах проводились под грифом сов. Секретно. Наибольших успехов в этой сфере добился СССР. Все работы осуществлялись ОКБ Ростислава Евгеньевича Алексеева. Он был и генеральным конструктором и ипытателем этих летательных аппаратов. В 1966 году был построен и спущен на воду. КМ массой до 550 т являлся на момент его создания самым крупным летательным аппаратом в мире (максимальная масса самолета в то время не превышала 200 т). « Вычислившие» его с помощью спутника американци дали ему имя « каспийский монстр».В период 1966-1969 годов КМ прошел всесторонние испытания в Каспийском филиале ЦКБ по СПК. Первый боевой, транспортно-десантный ЭП "Орленок" был спроектирован в 1972 году, построен и испытан в 1974 году. После наладочных испытаний и производственной доработки он 1979 году был успешно сдан заказчику и включен в состав ВМФ. Ни в одной другой стране подобные подобного типа боевых мкашин не существлвало. В 80-х годах, уже после смерти Р.Е.Алексеева, под руководством В.Н.Кирилловых был разработан проект, построен и сдан ВМФ ракетный ЭП "Лунь".
СМ-2П СМ-6 СМ-8 "Орленок"
"КМ" "Лунь"

Тяжелейшей проблемой этих летательных аппаратов является обеспечение им продольной устойчивости вблизи экрана. Достигается она в основном компоновкой, т. Е взаимным расположением крыла и хвостового оперения. Исследованием этой проблемы и занимались ученые РКИИГА под руководством В. Шестакова с использованием продувок моделей в аэродинамической трубе, радиоуправлямых моделей, натурных стендов.. Исследования позволили разработать оптимальную компоновку экраноплана . построить и испытать пилотируемый аппарат.
В конце марта 1979 в латвийских газетах были опубликованы материалы об испытаниях необычного летательного аппарата. Приведу цитату из «Ригас балсс» от 24 марта 1979 года:
«На береговой излучине осеннего Немана, несмотря на пасмурный день и колючий ветер, было многолюдно….. Не вызывало никаких сомнений, что центральной «фигурой» для всех, кто находился в этот момент на берегу, был легкий летательный аппарат оригинальной схемы. Необычный вид машины удивлял даже бывалых летчиков. Собравшиеся на берегу Немана зрители не сразу могли разобраться в типе аппарата: кабина планера, два поплавка, мотор с воздушным винтом, на стойках над крылом самолетное хвостовое оперение и широкое прямоугольное крыло. ……………. И вот взлет!…… …. Набрав скорость, он легко проплыл по водной глади, оставив за собой быстроходные «ракеты» и другие суда, а через несколько мгновений, оторвавшись от воды, продолжил полет на высоте одного метра от воды. … Мгновенье, и аппарат скрылся из виду».
Так писала газета «Ригас Балс»

Необычным летательным аппаратом был экраноплан, разработанный и созданный в Рижском институте инженеров Гражданской авиации под руководством В. Шестакова.
Аппарат явился воплощением в «металл» результатов глубоких и всесторонних теоретических исследований влияния экрана на аэродинамические и полетные характеристики крыла, проводимые в РИИГА под моим руководством. Исследования проводились по заказу глубоко засекреченного конструкторского бюро – ЦКБ Р.Е. Алексеева ( Нижний Новгород). Об уровне секретности можно судить по реакции на эти публикации. В. Шестакову пришлось отчитываться за них перед заказчиком. А один из руководителей проекта от Московского авиационного института был снят с должности.
На этих слайдах показан этот летательный аппарат. Его рабочее название ЭЛА-01. Общие сведения о нем теперь можно прочитать в Интернете.
В процессе летных испытаний экраноплан показал хорошие характеристики устойчивости и управляемости в режиме экранного полета на высоте 0,5-1 метра. Именно они являются существенной проблемой на пути развития этого вида транспорта. Он легко выходил на режим глиссирования на скоростях 40-45 км/час, устойчиво и без большого брызгообразования на скоростях 70-75 км/час отрывался от воды и развивал скорость до 150 км/час в режиме экранного полета и мог выполнять полеты по самолетному в отрыве от экрана до высоты 3 км. Был получен большой объем исследований в неизведанной области полетов вблизи экрана. Результаты использованы при создании
экранопланов в ЦКБ Р. Алексеева различных типов и назначения

Так, что же такое Экраноплан?
Приведу результаты упрощенного расчета зависимости экономической эффективности экраноплана от от его размеров. В авиации принято размерность аппарата сводить к величине средней аэродинамической хорде. Для экраноплана хорда является ключевым параметром, так как она определяет степень влияния экрана на аэродинамические характеристики. А значит и крейсерскую высоту полета. Результаты расчетов показаны на слайде………….. здесь же приведена и расчетная формула.
F- характеризует затраты на единицу провозной способности, у. е. /т. Этот коэффициент зависит от взлетного веса аппарата, Wпол ; Wгр-коммерческой нагрузки; P- тяги двигателей; V- скорости полета
Как показали расчеты с увеличением размеров экраноплана взлетный вес его возрастает ., а полезная нагрузка падает и при b=200 м становится нулевой. Потребная же энерговооруженность вследствие повышния аэродинамического качества с увеличеним b резко снижается.
Таким образом стремление к увеличению размеров экраноплана с экономической точки зрения себя не оправдывает
На слайде…… показана также зависимость экономической эффективности экраноплана от скорости полета. Как видим в нашем случае оптимальной является скорость порядка 500 км/ час.







Этот рисунок взят из рассекреченных западных источников, которые показыват развитие ( смену) компоновок экранопланов в СССР ( ОКБ АЛЕКСЕЕВА) по мере накопления опыта. Можно видеть, что последние копоновки очень похожи на экраноплан разработанный рижскими учеными.


Когда после катастрофы экраноплана Алексеев попал в опалу, все работы по экранопланам в Риге были свернуты. В Шестаков защитил по результатам исследований докторскую диссертацию.
В период перестройки все работы в России по экранопланам также не проводились. Однако эта тематика вышла из под грифа секретно. И в настоящее время получила продолжение.. Можно сказать что сейчас Россия занимает передовые позиции в вопросах экраностроения и единственная в мире имеет сертифицированный экраноплан, поступающий в продажу.
В авиационном институте РТУ в Риге под руководством проф. В Шестакова докторанты продолжают исследования особенностей поведения в полетеэтого загадочного вида транспортных средств но уже для их использования в мирных целях.
Для военных преимущества этиого вида траанспорта в их абсолютной защищенности от обнаружения радиолокационными средствами , а для гражданского использования в высокой экономичности при высоких скоростях передвижения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий